07 июня 2016

Почему терапевту в SFBT важно уметь ничего не делать

На семинаре Эллиотта Конни я запомнил одну фразу (кажется, это цитата из фильма с Джеки Чаном?): "Being still and doing nothing are two different things" - "Быть неподвижным и ничего не делать - это разные вещи". Эллиотт привел эту цитату для демонстрации работы с клиентом, в которой клиент не мог дать ответ на вопрос о его лучших надеждах, связанных с их встречей. Начался своеобразный танец, где терапевт несколько минут задавал один и тот же вопрос, перефразируя его (по сути, это были разные версии вопроса о целях), а клиент уходил от ответа. В конце концов, он смог сформулировать ответ. Эллиотт расказал про контекст встречи: она проходила в реабилитационном центре и, соответственно он "знал", что у клиента проблемы с наркотиками. Однако в результате такого взаимодействия у клиента появился новый опыт - в обратной связи после работы он упомянул, что его первый раз за время лечения спросили, чего он хочет. Эллиотт "был неподвижным" - он ждал, пока клиент сформулирует свои лучшие надежды.

Однако "ничегонеделание" - не новая категория в ориентированной на решение краткосрочной терапии (SFBT). В 1999 году было опубликовано выступление Стива де Шейзера на конференции в честь Джона Уикленда, его учителя. Оно называлось "Мастер искусства ничегонеделания".

В этой работе де Шейзер анализирует записи терапевтических сессий Уикленда и выделяет три "режима" его работы: когда он не делал ничего, готовился сделать что-то и готовил клиентов к чему-то, и делал что-то в беседе с ними. Де Шейзера больше всего интересовал первый вариант, когда Уикленд "ничего не делал". В частности, он ничего не делал, пока хорошо не понимал, чего хочет клиент. Это соответсвует тому, что Эллиотт Конни назвал "быть неподвижным".

Де Шейзер объясняет эту способность Уикленда его личным опытом. Жена Джона Уикленда была родом из Китая. Несмотря на то, что Джон был антропологом до того, как стал заниматься психотерапией, он не знал и не мог знать всех правил китайской семьи, частью которой он стал после свадьбы. Эти правила очень сложны и нарушение какого-то из них могло привести к обидам и конфликтам в большой семье. Спросить про эти правила и обычаи он тоже не мог, поскольку чаще всего они имели имплицитный характер. Уикленду пришлось научиться как следует "ничего не делать" в ситуации взаимодействия с родственниками жены.
Так он мог избежать ошибок, цена которых была бы слишком велика.

В своей работе де Шейзер очень много использовал из того, чему он научился у Уикленда. Хорошо известный принцип минимализма в SFBT вероятней всего, родился именно из терапевтической стратегии "ничегонеделания". Гарри Корман, ученик де Шейзера, вспоминает, как однажды он показывал  ему записи своей работы и жаловался на то, как часто он получает ответ "я не знаю" от клиентов. Де Шейзер заметил, что тот "слишком усердно работает", пытаясь помочь клиентам сформулировать ответ, вместо того, чтобы просто молчать и ждать. Не используя терапевтическое "угу" или переформулируя вопрос. Буквально не делать ничего, пока клиент не ответит что-либо. При этом де Шейзер сослался на правило 6 секунд - именно это количество времени отделяет "обычную паузу" в разговоре от паузы, которая может вызывать дискомфорт у участников беседы.

Таким образом, существует определенный навык, который является важным для терапевтов, работающих в ориентированной на решение краткосрочной терапии. Этот навык может выражаться в разной степени "не делания": от молчания до кропотливого, подробного и занимающего долгое время процесса выяснения того, чего хочет клиент. Разумеется, терапевт не может ничего не делать,  даже если он молчит, то это не означает что он отсутствует. Поэтому мне больше нравиться описание этого навыка как "сохранять неподвижность". Более того, даже если терапевт будет только молчать, то по своему личному опыту и согласно исследованиям я знаю, что клиент всегда будет интерпретировать "не делание" терапевта наиболее полезным для себя способом. Иногда клиенты сообщают мне, что они увидели что-то в моем взгляде, что помогло им.

Но если мы всерьез рассматриваем клиентов как обладающих навыками и возможностями решения своих проблем и верим в их способность изменять свою жизнь к лучшему, то навык "не делания" в определенные моменты будет помогать им в этом. Как заметил де Шейзер,
"С помощью многих проб и многих, слишком многих ошибок, я научился иметь достаточно терпения, чтобы активно ничего не делать. И внезапно я стал гораздо более эффективным и результативным краткосрочным психотерапевтом" (de Shazer, 1999).




de Shazer S. John H. Weakland: Master of the fine art of doing nothing // Evolving brief therapies. In honor of John H.Weakland / Ed. by Ray W. A.; de Shazer, S. 1999. P. 30-46

Korman H. Meeting Steve de Shzer and Insoo Kim Berg // Encounters with Steve de Shazer and Insoo Kim Berg / Ed. by Vogt M., Wolf F., Sundman P., Dreesen H. London: Solution Books, 2015. P. 94–96.

Комментариев нет:

Отправить комментарий