14 апреля 2013

Особенности использования программы "Навыки ребенка" с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Арсений Павловский 



В русскоязычной литературе можно столкнуться с утверждением, что  ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ) скорее подходит для работы с ситуативными, легко решаемыми вопросами, а для работы со сложными, хроническими проблемами (такими, как, например, расстройства развития) нужна долгосрочная, глубинная терапия. Но методы подхода, ориентированного на решение, могут быть очень полезны при работе и с достаточно тяжелыми проблемами. Ниже рассматриваются возможности метода "Навыки ребенка", основанного на ОРКТ, в работе с такой детской проблемой, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).


Синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из самых распространенных расстройств развития детского возраста. Дети с СДВГ испытывают проблемы в школе, в семье, в отношениях со сверстниками.  Поэтому дети и семьи воспитывающие детей с СДВГ часто ищут помощи у специалистов в школе, в психологических центрах и у частных специалистов. Несмотря на распространенность этого расстройства, в распоряжении специалистов в нашей стране имеется довольно мало эффективных инструментов к работе с данными детьми и их семьями. 

Согласно литературе эффективная терапия СДВГ должна сочетать работу с семьей (развитие родительских компетенций), адаптацию в школе и индивидуальную работу с ребенком.  Таким образом, специалистам необходимо решать сразу несколько задач одновременно. Я долгое время искал структурированную программу работы с такими семьями, чтобы с одной стороны, она давала возможность работать во всех упомянутых контекстах, а с другой стороны, была краткосрочной, экономичной и эффективной. Попробовав метод Бена Фурмана "Навыки ребенка", я остановился на нем. Программа представляет собой достаточно простой и поэтапный способ решения детских проблем и состоит из 15-и последовательных шагов. Данная программа во многом основана на подходе, ориентированном на решение. Основная идея заключается в том, что для того, чтобы справиться с затруднениями, ребенку нужно не справиться с проблемой, а научиться новому навыку. Подробнее о методе здесь и на официальном сайте. Данный метод позволяет:
  • формулировать умения, которые позволят ребенку преодолеть жизненные трудности,
  • поддержать желание ребенка научиться этим умениям,
  • создать систему социальной поддержки обучения,
  • организовать процесс обучения этому умению в повседневной жизни ребенка. 
Помимо этого метод переструктурирует отношения ребенка с родителями и близким социальным окружением, включая одноклассников и учителей. Следовательно, данный метод отвечает всем задачам терапии СДВГ. Применяя на практике данный метод, я обнаружил, что это полезный, эффективный и доступный способ работы с детьми с СДВГ и их семьями. Однако, я обнаружил некоторое количество особенностей, которыми хотел бы поделиться с теми, кто будет применять программу в работе с такими семьями.Надеюсь, мои наблюдения окажутся полезными как для специалистов, так и для семей, затронутых проблемой СДВГ.

Во-первых, члены семей, учителя, столкнувшиеся с проявлениями СДВГ, описывают эти проявления очень обобщенно. Кажется, что СДВГ захватывает все сферы жизни ребенка и семьи. Например, в отношении учебы родители могут говорить, что ребенка совершенно не заботит учеба, что ему безразличны уроки, что его не интересуют домашние задания. Опираясь на такое описание проблем, очень сложно понять какому навыку может научиться ребенок. И здесь может быть полезно описать проявления проблемы максимально детализировано, близко к контексту. Важно найти ответ на вопрос "Как конкретно СДВГ влияет на жизнь ребенка в школе, дома, во дворе и других местах". Например, "проблема нежелания учиться" может проявляться в том, что ребенок забывает собирать вечером рюкзак, забывает дома тетради и учебники, не записывает домашние задания, часто разговаривает с соседом по парте на уроке. Опираясь на такое описание легко сформулировать навыки, которые могут помочь ребенку справиться  с "проблемой нежелания учиться". Например, он может научиться собирать вечером рюкзак, брать с собой в школу предметы, необходимые для учебы, записывать домашнее задание, слушать учителя на уроке. После того как список необходимых навыков составлен, остается только выбрать навык, с которого можно начать обучение. Как правило, выбирается тот навык, которому легче всего научиться.

После того, как навыки сформулированы, программа "Навыки ребенка" предлагает сделать несколько шагов, направленных на укрепление ребенка веры в то, что ему удастся успешно обучиться необходимому умению. Но проблема СДВГ сильно затрагивает веру в ребенка в свои силы и веру родителей в силу ребенка. Также часто она заставляет родителей воспринимать себя как некомпетентных, неспособных помочь ребенку обучиться нужным умениям.



Одной из сильных сторон программы "Навыки ребенка" для меня является акцент на поддержании веры в силы ребенка - согласно моей практике, при работе с семьями, воспитывающими ребенка с СДВГ, этой части метода нужно уделить особое внимание. Как и у любых других детей, у детей с СДВГ есть сильные стороны, таланты, способности, прошлые успехи, но проблема не позволяет их как следует разглядеть, заметить и оценить. Во время работы с семьей важно бережно собирать все эти исключения и делать их видимыми. Не менее важно искать примеры вселяющие в нас уверенность, что родители смогут поддержать ребенка в процессе обучения. Эти примеры могут лежать в любых сферах жизни, на которые проблема СДВГ не так сильно повлияла. Возможно, родители поддерживают какие-то увлечения ребенка, игру в лего или интерес к динозаврам. Возможно, в прошлом родители помогали ребенку научиться чему-то довольно сложному - кататься на велосипеде, коньках, плавать или еще чему-то. Кроме того родители замечают и ценят в ребенке многие качества и способности: доброту, энергичность, умение шутить. Знание об этих качествах тоже помогает поддержать веру в то, что ребенок овладеет новыми навыками. Исследование этих моментов может помочь поддержать веру родителей и ребенка в то, что ему удастся овладеть необходимыми навыками, и веру родителей в то, что они смогут поддержать ребенка.

Согласно программе "Навыки ребенка", далее необходимо организовать команду, которая будет его поддерживать в ходе обучения новому умению. Члены этой команды могут замечать успехи ребенка, хвалить его, подбадривать, напоминать о том, что ему необходимо продолжать практиковать умение, если ребенок случайно забудет. Исходя из моего опыта, для детей с СДВГ важно организовать команду поддержки в которую будет входить люди из всех областей жизни ребенка где проявляются проблемы (школа, внешкольные занятия, двор, дом). Кроме того, детям с СДВГ важно получать поддержку сразу после того, как они сделали то, чему учатся (отсроченное поощрение в конце дня помогает этим детям гораздо меньше). Поэтому важно совместно с ребенком и командой поддержки придумать способы поощрения, которые можно было бы использовать сразу после использования нового умения. Например, это могут быть стикеры, которые члены команды поддержки могли бы давать, непосредственно после того как у ребенка получилось на практике продемонстрировать свое новое умение.

С учетом этих особенностей программа "Навыки ребенка" может стать надежным помощником детям, их родителям и специалистам ищущим способы совладания с такой проблемой, как синдром дефицита внимания и гиперактивность. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий