Перевод Михаила
Пономарева под редакцией Ольги Зотовой
В связи с приездом Джона Хендена в Москву в феврале 2015, журнал Psychologies взял у него интервью. Ответы вошли в статью Татьяны Паласовой "Лекарство от смерти", а ниже мы приводим полный текст интервью.
Psychologies: Вы изучаете тему предотвращения суицида уже долго: вы написали книгу, создали тренинг и проводите его. Как вы пришли к этой теме?
Psychologies: Вы изучаете тему предотвращения суицида уже долго: вы написали книгу, создали тренинг и проводите его. Как вы пришли к этой теме?
Джон Хенден: В течение моей длительной карьеры в Национальной
Службе Психического Здоровья Великобритании я слышал о многих случаях суицидов
среди пациентов, за которыми мы вроде бы должны были присматривать. Меня поразило почему так
происходит. Я задавался вопросом – как так может быть, что так много пациентов погибает
от своих собственных рук, тогда как в больницах работают
целые команды опытных профессионалов, которые нацелены именно на то, чтобы
оказывать пациентам помощь? Я
пришел к выводу, что проблема заключалась в том, что мы не делали: не обращались напрямую к суицидальным мыслям; не вели с
пациентами осмысленные разговоры на экзистенциальные темы, о жизни и смерти; не
обсуждали другие опции, кроме как опции суицида.
Кроме
этого, я посетил много лекций и тренингов на тему предотвращения суицида, но
спикеры на них посвящали большую часть времени на них анализу демографических данных,
методов самоубийства, факторов риска и ужасающей статистики. Очень редко там
говорилось о том, что сказать или сделать с человеком в суицидальном состоянии,
что было бы для него полезно и вело к спасению жизни.
Став ориентированным на решение практиком, я начал
применять многие методы и техники этого подхода для предотвращения суицида.
Найдя эти методы очень эффективными, я начал обучать других этому подходу.
Количество стран, где я провожу эту программу, растет год от года.
2. Как бы вы определили свое понимание проблемы, которая вызывает
суицидальным мысли и свой подход к работе с этим?
Это может быть одна
или комбинация проблем, беспокойств или жизненных трудностей, которые могут
привести к возникновению суицидальных мыслей. Часто человек испытывает
мучительные эмоциональные страдания и отчаивается найти способ уменьшить это
мучение. Самоубийство становится предпочтительным решением, потому что
оно доступно и может гарантировать немедленное облегчение.
Что
важно, на мой взгляд, это получить достаточное понимание сути
проблем или беспокойства, которые привели к переживаниям в настоящий момент – и
затем, выражая эмпатию, дать достаточно место этим чувствам, нормализовать их. Для
большинства клиентов идея о том, что «мысли о суициде – это нормально, их
могут испытывать нормальные люди в ответ на ненормальные обстоятельства»
оказывается поддерживающей.
Cледующий
шаг – поддержать человека в том, чтобы сделать хотя бы один первый маленький
шаг вперед. Это можно сделать при помощи домашнего задания после первой сессии,
которое может быть сформулировано, например, в форме
задания на наблюдение:
«До нашей следующей встречи я хотел бы, чтобы вы замечали все моменты, когда
желание покончить с собой ощущается менее остро. Обратите внимание на то, что
именно происходит в это время».
Обычно, это вполне достаточно, чтобы
отпустить клиента на первой сессии. На второй сессии стоит помочь клиенту сформулировать
желаемую цель и помочь подумать какие
действия можно было бы предпринять по отношению к ней. Снова, здесь уместны
маленькие шаги.
3. Существуют
ли люди, которые были бы свободны от суицидальных мыслей?
Я твердо верю, что у большинства людей в течение их жизни бывают суицидальные мысли, хотя бы мимолетные. Поэтому нормализовывать факт наличия подобных мыслей для наших клиентов – это правильно. В дальнейшем при работе с клиентами, имеющими суицидальные мысли, это может быть одним из вариантов совладания с кризисной ситуацией. Работа терапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту найти другие варианты действий, которые ведут не только к выживанию, но и к более полноценной жизни.
4. Можем ли мы
столкнуться с «модой на самоубийства» или с эпидемией самоубийств?
Мне кажется, что это явление происходит время от времени, и в ходе моей работы я встречался с ним в разных ситуациях. В двух психиатрических больницах, где я работал, самоубийство находящегося в остром состоянии пациента приводило к самоубийству другого через небольшой отрезок времени после этого. В обоих случаях психологический климат в больнице ухудшился: и персонал, и пациенты опасались следующего самоубийства. И с течением времени действительно случилось еще несколько самоубийств. В первой больнице в течение восьми недель их случилось пять, во второй больнице – семь в течение десяти недель.
Я слышал, что интернет-чаты для людей, склонных к
самоубийству, в некоторых случаях способствовали усилению «моды» на завершенные
суициды.
5. В периоды
мировых экономических кризисов количество самоубийств увеличивается.
Например, Великая Депрессия, кризис
1997-го года в Японии и Южной Корее или кризис 1998-го года в России. Что мы
можем сделать, чтобы защитить себя от негативных мыслей в период серьезных
экономических затруднений, решение кооторых лежит за пределами возможностей
влияния конкретного человека?
Это довольно сложный случай. Тем не менее, когда существует
явная угроза войны, количество суицидов в странах, вовлеченных в потенциальный
конфликт, сокращается. Когда страна погружена в экономический кризис,
очевидно, будет увеличиваться число безработных, случаев перезаложения домов,
разводов и депрессий. Сочетание этих или других факторов может привести к появлению
у людей суицидальных мыслей. В такие периоды некоторые люди проявляют более
высокую устойчивость. Другие защищают себя оптимистичным взглядом в будущее,
думая что-то вроде «в конце концов дела пойдут лучше».
Для людей, столкнувшихся с последствиями глубокого
экономического кризиса, может быть трудно избегать сниженного настроения, и,
вероятно, именно они входят в группу максимального риска совершения
самоубийств.
6. Во время острого конфликта или в периоды
стресса, который кажется бесконечным, человек может сказать: «Я думаю, что мог
бы выпрыгнуть в окно» или «Я чувствую себя настолько плохо, что хочу умереть».
Как можно отличить опрометчиво сказанную фразу от реальной угрозы?
Это и интересный, и трудный вопрос одновременно. Что
интересно, для одних людей акцентирование внимания окружающих на том, насколько
глубоко они переживают во время подобных периодов, оказывает оздоравливающее
воздействие. В то же время могут быть другие люди, более склонные к совершению
такого решительного шага, как самоубийство, и это то, чему следует уделять
внимание в максимальной степени.
Есть еще одна группа, представители которой «зовут на
помощь» и действительно хотят, чтобы окружающие это заметили. Проблема в том, что окружающие могут
привыкнуть к подобным призывам и выработать такие способы реагирования на
них, которые никак не помогают человеку,
находящемуся в стрессовой ситуации. «Кричащий
«волки!» - вот как можно охарактеризовать такую ситуацию. Когда люди
действительно кончают с собой после стольких призывов о помощи, друзья,
родственники и знакомые в результате испытывают
чувствуют вины и опустошенности.
7. Существует
мнение, что люди по своей природе склонны к саморазрушению. Почему мы иногда намеренно наносим вред
нашему физическому и духовному здоровью? И, что более существенно, насколько
далеко мы можем зайти в саморазрушении? Что
мы можем сделать, чтобы защитить нас от самих себя?
Эти три вопроса могут использоваться в качестве
отправной точки для работы, содержащей десять тысяч слов, основанной как на
психодинамической теории, так и на работах экзистенциальных мыслителей. Первая
утверждает, что в рамках человеческой психики идет постоянная борьба между
либидо (инстинктом, направленным на создание жизни) и мортидо (стремление к
уничтожению, в том числе самого себя). К счастью, большую часть времени либидо
преобладает. Повышается ли вероятность самоубийства, если возобладает мортидо?
Согласно второй группе упомянутых источников (Виктор
Франкл), до тех пор, пока человек уделяет внимание формулировке и развитию
смысла и целей своей жизни, он остается психологически и духовно здоровым и
устойчивым. Как только эта активность прекращается, люди сбиваются с пути,
начинают оценивать жизнь как бесмысленную и бесполезную, и вследствие этого
становятся более подвержены саморазрушающим импульсам.
Основываясь на опыте моей профессиональной
деятельности и личной жизни, я пришел к выводу, что поддержка «треугольника
здоровья» (три его стороны: физическое, психологическое и духовное
благополучие) имеет первостепенное
значение для содействия людям в построении здорового, продуктивного и
приносящего удовлетворение образа жизни.