18 февраля 2015

Зачем может быть нужна экстернализация ориентированному на решение практику?


Павловский Арсений

В своей терапевтической практике я сочетаю ориентированные на решение (модель BRIEF) и нарративные практики. Меня часто спрашивают, как же я это делаю. В этом тексте я попытаюсь затронуть один из аспектов совмещения подходов, а именно использование экстернализующих бесед.



По большей части, у меня не возникает трудностей с совместным использованием приемов этих двух подходов. Ориентированные на решение вопросы позволяют быстро сформулировать и описать предпочитаемое будущее и, в дальнейшем, оценить прогресс в отношении развития предпочитаемой истории. Приемы нарративных практик позволяют дополнить картину предпочитаемого будущего через включение интенциональных категорий, обогащают представления человека о себе, о своих умениях, навыках, значимых смыслах.

Однако, нарративные и ориентированные на решение подходы, хоть и близки по духу, но демонстрируют различия. И эти различия бывают принципиальными. Одно из них проявляется в самом начале терапевтической беседы. Ориентированные на решение практики, как правило, не исследуют проблемы, а начинают терапию с обсуждения желаемых изменений. В модели института BRIEF первый вопрос звучит так: “Каковы Ваши наилучшие надежды в отношении нашей совместной работы?” С помощью этого вопроса терапевт заключает контракт с клиентом касаемо направления дальнейшей работы. Нарративные практики часто инициируют экстернализующие беседы на первой сессии. Суть экстернализации заключается в разделении человека и проблемы (люди отдельно, проблемы отдельно). Задачами экстернализации могут быть - исследование контекста существования проблемы, обзор последствий влияния проблемы на жизнь человека, признание попыток человека справиться с этой проблемой. Экстернализация может помочь человеку понять, хочется ли ему поменять отношения с проблемой и как могла бы выглядеть его жизнь, если бы отношения с проблемой изменились.

Долгое время я использовал то экстернализацию, то вопрос о надеждах в начале первой сессии. При этом я выбирал, с чего начать, скорее руководствуясь интуицией. Но чуть больше года назад я обсуждал вопрос интеграции этих подходов с ориентированным на решение терапевтом Гаем Шеннаном. В ходе нашей беседы он спросил меня, зачем я вообще использую экстернализацию, если без нее можно обойтись. Этот простой вопрос неожиданно поставил меня в тупик. Действительно зачем? Зачем идти длинным путем к предпочитаемому будущему, если есть короткий? Этот вопрос долго не выходил у меня из головы, стимулировал размышления и подталкивал к экспериментам в терапии.

В итоге этих размышлений и экспериментов я пришел к тому, что все сессии начинаю с вопроса о надеждах для заключения контракта. Оказалось, что во многих случаях клиентам довольно легко сформулировать, куда они хотят попасть в итоге нашей совместной работы. В таких случаях исследование истории проблемы и последствий воздействия проблемы на жизнь человека, а также оценка этого влияния мне сейчас представляется лишней и затягивающей процесс терапии. Клиент уже знает, куда он хочет попасть, а значит занял определенную позицию по отношению к проблеме, и ее экстернализация, в данном случае, может оказаться шагом назад.

Но бывает и так, что клиентам трудно дается вопрос про надежды. Они возвращаются снова и снова к описанию проблемы. В некоторых случаях проблема в жизни человека существует уже очень давно и заняла значительную часть жизни. Сходу таким клиентам бывает сложно сформулировать, как могла бы выглядеть жизнь без проблемы, или что изменится, если ее влияние ослабнет. Ориентированные на решение практики в такие моменты рекомендуют с уважением слушать ответы клиентов и снова повторять вопросы о желаемом направлении работы, пока клиент не сформулирует, что же он надеется достигнуть в результате работы с терапевтом. Мне же кажется, что в такие моменты было бы проще начать экстернализующую беседу. В подобных ситуациях экстернализация может помочь клиенту отделить себя от проблемы, сформулировать, почему его не устраивает то, как сейчас идут дела, чему мешает проблема в жизни и как могла бы выглядеть жизнь без проблемы. Уже после экстернализации можно снова спросить об оптимистичных надеждах в отношении совместной работы. После экстернализации клиентам бывает значительно проще сформулировать ответы на этот вопрос.

Таким образом, для нарративного практика приемы ориентированного на решение подхода могут помочь сэкономить время и силы, а для ориентированного на решение - экстернализующие беседы могут создать дополнительные возможности при возникновении затруднений.

Конечно, отношение к разговорам о проблемах - не единственное отличие между нарративными и ориентированными на решение подходами. Есть и более фундаметальные расхождения, например, отношение к различиям или к социальному и политическому контексту возникновения проблем. Но об этом в следующий раз, в следующем тексте.

Комментариев нет:

Отправка комментария