23 ноября 2015

Отрывок из новой книги "Волшебство клиента: традиция краткосрочной терапии"

Вышла новая книга Виктора Богомолова "Волшебство клиента: традиция краткосрочной терапии". Мы публикуем небольшой отрывок из нее. Книгу в электронном виде можно приобрести здесь.


ЦЕНТР КРАТКОСРОЧНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ В МИЛУОКИ
В 1970-х в городе Милуоки в США в семейном консультативном центре работала команда психотерапевтов и социальных работников. Специалисты центра в основном работали в психодинамических подходах, но часть из них прошла обучение семейной терапии. Среди них была Инсу Ким Берг, социальный работник, обучившийся семейной терапии. Ее особенно интересовала модель краткосрочной психотерапии, разработанная в Институте Психических Исследований (MRI) В Пало-Альто. В 1977 году она с с коллегами приехала в Центр краткосрочной терапии при MRI, где Джон Уикленд познакомил ее с другим семейным терапевтом, Стивеном де Шейзером. Де Шейзер закончил тот же университет в Милуоки, что и Ким Берг, и тоже со степенью социального работника, но практиковал в Пало Альто. Он был очень увлечен краткосрочной терапией MRI и работой Милтона Эриксона — он изучил все его описанные случаи.

Инсу и Стивен быстро превратились из увлеченных коллег в пару, переехали в Милуоки и поженились. Де Шейзер присоединился к коллегам Инсу Ким Берг и они начали работать вместе. Однако очень быстро между семейными терапевтами и остальными сотрудниками центра отношения стали напряженными и де Шейзер с коллегами решили открыть свою практику. В 1978 году де Шейзер уволился и вместе с коллегами основал Центр краткосрочной семейной терапии. Поначалу арендовать помещение без клиентской базы было слишком рискованно, поэтому они проводили психотерапевтические сессии дома у Стивена и Инсу. Работа с клиентами велась в гостиной, наблюдатели располагались на лестнице, а обсуждение психотерапевта, ведущего сессию, с командой перед формулированием клиентам «домашнего задания» проводилось на втором этаже. Работа записывалась на видео, и первое время клиенты консультировались бесплатно. Целью работы команды было понимание того, какие интервенции являются необходимыми для достижения наилучших терапевтических результатов.

Уже через год команда смогла арендовать офис и установить в нем одностороннее зеркало для наблюдения за психотерапевтическими сессиями. Группа также начала издавать «подпольную» газету для распространения среди коллег. Постепенно деятельность центра стала известна далеко за его пределами, и за время работы центра за зеркалом побывали такие известные терапевты, как Билл О’Хэнлон, Брайан Кейд, Карл Томм, Майкл Уайт, Ивонн Долан, Лайман Винн и другие. Джон Уикленд был регулярным гостем — он сохранял дружеские и профессиональные связи с Инсу Ким Берг и Стивеном де Шейзером, даже когда их работа с клиентами стала совсем не похожа на подход MRI.

В команду центра входили специалисты с самым разным опытом и теоретической ориентацией, что создавало творческую и продуктивную атмосферу. За время существования центра де Шейзер и его коллеги обращались к множеству теорий и объяснительных принципов, однако, ключевым методом было наблюдение: их интересовало только то, что реально работало, а то, что не работало или было не обязательным для достижения терапевтического результата, без сожаления отбрасывалось.


СОТРУДНИЧЕСТВО ВМЕСТО СОПРОТИВЛЕНИЯ
В 1970-х Де Шейзер называл свою модель «Краткосрочная семейная терапия» и в значительной степени опирался на теорию систем. Он предложил рассматривать терапевта и команду наблюдателей как часть терапевтической системы. До этого в системной семейной терапии существовало разделение между командой терапевтов и семейной системой: терапевты наблюдали и пытались изменить семейную систему, стремящуюся сохранить статус-кво за счет гомеостаза. Согласно де Шейзеру, и семья, и терапевты находились в общей системе терапии, поэтому не было необходимости прибегать к понятию сопротивления, которое де Шейзер предложил заменить на понятие сотрудничества, как более полезное и наилучшим образом отражающее постоянную природу изменений. Идея о том, что изменения происходят постоянно и что они скорее неизбежны, чем трудно достижимы, была очень тесно связана с работой Милтона Эриксона (de Shazer, 1984).

В 1979 году де Шейзер написал статью под красноречивым названием «Смерть сопротивления». Статья отвергалась 17 раз начиная с 1979 года практически всеми журналами, имеющими отношение к психотерапии, и прошла 6 значительных правок, прежде чем была опубликована в 1984 году в журнале «Семейный процесс». Перед тем как статья была написана, Сопротивление было похоронено со всеми необходимыми почестями в саду у дома де Шейзера и Берг (de Shazer, 1989).

Вот как команда центра описала принцип сотрудничества с клиентами в своей практике: «Раз за разом мы убеждались, что люди, которых другие терапевты присылали к нам (с ярлыком „сопротивляющийся клиент“), отчаянно желали изменений и были в высшей степени готовы сотрудничать. Ключевой принцип, способствующий сотрудничеству, оказался достаточно простым: Вначале мы соединяем настоящее с будущим (игнорируя прошлое, за исключением прошлых успехов). Потом мы указываем клиентам на те вещи, которые, по нашему мнению они уже делают, и которые приносят им пользу и/или являются благоприятными для них. И, когда они знают, что мы на их стороне, мы можем предложить что-то новое, что они могли бы сделать, что-то полезное или, по крайней мере, возможно полезное для них» (de Shazer, Berg 1986).

Семья пришла на примем к психотерапевту по направлению социального работника. Ситуация была такова, что дедушка, отец, и двое сыновей страдали энурезом, а мать каждый день стирала белье. Отец был на инвалидности, у сыновей были сложности в школе — социальный работник рассматривал эту семью как пример множественных проблем, а ситуацию как «безнадежную». Направляющая сторона надеялась, что психотерапевт «вылечит» энурез, который упоминался на каждой странице подробного описания случая. Де Шейзер начал расспрашивать мать про стирку, отбеливатели и порошки. Она очень хорошо в этом разбиралась, а отец уже был экспертом по починке стиральных и сушильных машин. Терапевт не упоминал энурез, а в конце встречи похвалил их за обширные и глубокие знания и умения в области стирки. Терапевт предложил им, чтобы эти знания и умения не пропадали даром.

Медсестра, которая приходила на дом к семье, помогла матери найти работу прачкой в доме престарелых, а отец, с помощью социального работника, нашел работу в ремонтной мастерской. Энурез в семье прекратился, когда стиркой пришлось заниматься дедушке (de Shazer, 1985).

Комментариев нет:

Отправить комментарий