09 апреля 2013

"Секреты Инсу Ким Берг" / часть 2. Работа с детьми


Автор: Инсу Ким Берг
Оригинал статьи "Hot tips" здесь 
Часть 1
Как применять принципы SFBT в работе с детьми?

Меня часто спрашивают об этом во время тренингов, консультаций и супервизорских сессий. Логично было бы усомниться в том, применима ли SFBT к работе с детьми. Этот подход сильно завязан на использовании языка и опирается на лингвистические тонкости как на первые средства для достижения изменений. Однако из-за недостаточно сформированной способности обобщать и понимать те или иные правила использования языка с детьми нельзя работать, опираясь только на язык.

Однако мы уверены, что SFBT и дети хорошо сочетаются, потому что многое роднит мышление и способ постижения мира детьми и многие предпосылки и техники SFBT.

Например, я в жизни не видела ребенка, которому было бы нужно или хотелось знать, что привело к возникновению его проблемы. Они уж точно не пользуются дедуктивным методом и не ищут причин проблем. Большинство детей экспериментирует и перебирает множество способов решения, и решают проблемы методом проб и ошибок, как раз так, как развивается терапия SFBT: индуктивно выявляя, что работает и что не работает.

Следовательно, работа с детьми требует от нас принятия тех же предпосылок и позиции «не-знания», как и работа с детьми. Она требует глубокого уважения к естественному для ребенка способу функционировать и находить решения, которые совместимы с естественным для него способом действия. Через игру ребенок учится постигать смысл окружающего мира, и уж точно не пускается в долгие рассуждения о том, что пошло не так или что на самом деле нужно, чтобы все стало правильно. Дети просто действуют. То, как дети играют, показывает нам, что у них получается, что они уже умеют и могут и как они используют свою любознательность, чтобы прийти к процессу решения. Таким образом, работа с детьми требует от нас готовности открыто общаться с ними в игре, внимательно наблюдать и слушать, что они говорят – это сделает их жизнь немного лучше.


В отличие от традиционной игровой терапии, использующей рисование, рассказывание историй и игры для диагностики, обнаружения и провоцирования регресса в терапевтических целях, SFBT видит объединение с ребенком в игре как способ общаться и экспериментировать, чтобы выяснить, что именно ему поможет.

Моя коллега Тереза Штайнер, детских психиатр из Цюриха (Швейцария), приводит такой случай:

К ней привели семилетнего Вильфрида – и, конечно, предстоящее приключение в виде визита к доктору его испугало. Он был настолько испуган предстоящей неизвестность, что расплакался, отказался даже входить в кабинет, и, конечно, был глух к уговорам мамы. Поняв это, Тереза взяла красный воздушный шарик, надула и вручила Вильфриду. Такой жест стал для него полной неожиданностью, и он заинтересовался шариком.

Тереза сказала мальчику, что полностью надутый шарик – это тот, кто больше всего боится идти к новому доктору и не знает, что там с ним будут делать. Потом она сказала Вильфриду понемногу выпускать из шарика воздух, пока размер шарика не скажет, что он готов быть в кабинете и разговаривать с доктором, хотя ему ещё немножко страшно. Вильфрид взял шарик и медленно выпускал воздух, пока он не сдулся примерно вполовину, а затем вручил его обратно доктору и сказал «Сейчас я могу говорить». Он осмотрел комнату и пошел внутрь, продолжая разглядывать её и игрушки, которые Тереза держала в кабинете. Через несколько минут он почти забыл о маме и был полностью занят терапевтом.

Разумеется, роль, которую играют родители в процессе излечения, значительно отличается от традиционного подхода, где родители находятся в стороне и главные отношения – отношения между терапевтом и ребенком. Напротив, мы считаем, что отношения с родителями – это главные отношения в жизни ребенка, следовательно, родители становятся партнерами в процессе излечения. Поэтому мы часто приглашаем родителей присутствовать на сессии – или, если нет, то, подведя итоги встречи, мы рассказываем о них родителям.

Использование историй, книжек с картинками, рисование, мультики и комиксы – всё это вещи, в которых дети компетентны, которые учитывают их сильные стороны и способности. Кроме того, работа с детьми требует умения сотрудничать с профессионалами в других областях – учителями, нянечками, соцработниками, медиками – всеми теми, чьё влияние на жизнь ребенка очень велико. Как и при работе со взрослыми мы исходим из того, что в терапии должен делаться упор на реальную жизнь и окружение ребенка, а не на особые отношения, возникающие между терапевтом и ребенком. Хотя работа с ребенком занимает больше времени, чем со взрослым, в сравнении с традиционной терапией она менее продолжительна.

Мы полагаем, что развитие в самом ребенке чувства контроля над тем, что с ним происходит, и поддержка его свободного выбора – путь наибольшего уважения к нему. Аудиозапись «Работа С Детскими решениями» - диалог между Терезой Штайнер и Инсу Ким Берг о работе с детьми. Её можно приобрести через сайт BSFT. Также выпущена одноименная книга (2002, Norton)

Часть 3. Работа с утратой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий